СОШ №3 г. Белоярский
г. Белоярский, Ханты-Мансийский АО-Югра
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

    https://fg.resh.edu.ru 

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy

    В современном образовании существует ряд проблем, одна из которых заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика показывает неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Цель национального проекта «Образование» - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности, а именно становление  динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности является одной из приоритетных задач.

    В связи с поставленными целями и задачами для всей системы образования и для каждой образовательной организации особенно важным становится вопрос о перспективах развития, необходимых изменениях в деятельности для достижения поставленных целей.

    Уже в настоящее время муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Белоярский»  ведет активную работу, нацеленную на новые результаты, связанные с «навыками 21 века» - функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных 2 установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен. 

    В 2022 году принято решение о необходимости в разработке программы по формированию и развитию функциональной грамотности в образовательном процессе «Функциональная грамотность как идея трансформации школы. Сочетание традиций и инноваций» (ссылка на программу https://cloud.mail.ru/public/HkQo/1LhK2oA92)

    Цель программы - создание системы методического сопровождения процесса формирования и развития функциональной грамотности обучающихся как основе качества образовательных результатов.

    Основные задачи:

    1. Разработать и реализовать Программу методического сопровождения процесса формирования и развития функциональной грамотности обучающихся, включающую в себя организацию курсов и семинаров, горизонтального обучения в деятельности профессиональных педагогических сообществ.
    2. Организовать и координировать деятельность творческой группы административных и педагогических работников СОШ №3 г.Белоярский с целью совместного проектирования и осуществления методической работы в сфере формирования функциональной грамотности.
    3. Выявить и представить лучшие методики и практики формирования функциональной грамотности педагогов школы, создать банк методических разработок и обеспечить диссеминацию их применения для педагогов города и района.
    4. Распространить результаты программы в Белоярском районе  и округе.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie